В.И.Ленин и Октябрь

В.И.Ленин-организатор и руководитель октябрьского вооруженного восстания

Современная советская историография октябрьского вооруженного восстания в Петрограде

Показателем развития советской историографии Октябрьской революции, в том числе истории вооруженного восстания, явился комплекс работ и публикаций документов к 10-летию революции, а также в 30—40-е годы. Работы М. Н. Покровского, Ем. Ярославского, М. А. Савельева, Н. А, Корнатовского, С. И. Аввакумова, фундаментальный коллективный труд «История гражданской войны в СССР», первые два тома которого были посвящены истории Октября, внесли много нового в развитие советской историографии вооруженного восстания. Были изучены расстановка сил революции и контрреволюции накануне Октябрьского восстания, положение на фронте и роль армии в революционных событиях, проблема общенационального кризиса и крестьянских восстаний. По всем этим и многим другим вопросам эстафета была передана историкам Октябрьской революции 50—60-х годов. К этому времени относится бурное развитие исследований по истории Октября и вооруженного восстания, а также преодоление некоторых догматических положений. Так, была отвергнута периодизация Октября, согласно которой май-июнь и июль-август 1917 г. объединялись в один период, в результате чего снимались коренные отличия мирного и немирного периодов революции. По этой схеме период сентябрь-октябрь рассматривался как период организации штурма, чем сужалось его содержание. По определению В. И. Ленина, это период общенационального кризиса, охватывавшего все классы, все слои населения. Концепция же организации штурма сводила суть дела к субъективному фактору, который, конечно, имел огромное значение, но не был единственным показателем для характеристики указанного периода.

В 50—60-е годы появился ряд новых исследований. В 1957 г. вышел в свет сборник статей, специально посвященных вооруженному восстанию в Петрограде. Наиболее значительным достижением этого издания следует считать статьи С. И. Аввакумова о Петроградской партийной организации и ее роли в вооруженном восстании, Б. М. Кочакова о большевизации Петроградского гарнизона и его составе, В. И. Старцева о Военно-революционном комитете и Красной гвардии Петрограда.

Заметной вехой на пути развития советской историографии вооруженного восстания явилась Всесоюзная научная сессия в 1962 г. в Ленинграде. Сессия выявила широкий фронт исследований по истории вооруженного восстания, а также некоторые спорные вопросы (о начале восстания, возможности мирного развития революции после корниловщины, письме Ленина ,24 октября 1917 г.) и др.

Монографическую разработку получила проблема роли рабочего класса в период восстания в работе 3. В. Степанова. Автор тщательно изучил состав, численность и положение рабочих Петрограда, формы их организации, роль экономической и политической борьбы пролетариата столицы в 'подготовке восстания. Переход к вооруженной борьбе за власть рабочего класса показан 3. В. Степановым как закономерно обусловленный процесс, проходивший под руководством большевистской партии. Заслугой автора является освещение роли Красной гвардии как ударной силы вооруженного восстания. Отметив попытку контрреволюции перехватить утром 24 октября инициативу, автор сделал важный вывод:. «Особенность действий революционных сил состояла в том, что они отнюдь не ограничивались отражением выступления контрреволюции, а сразу приняли наступательный характер, перерастая в течение 24 октября в общее вооруженное восстание против Временного правительства»..

Попытаемся провести сравнительный анализ структуры проблематики по истории Октябрьского вооруженного восстания в рассмотренные годы и в современной историографии. Уже на первых этапах развития советской исторической науки ставились и начали разрабатываться такие коренные проблемы, как характер и движущие силы восстания, роль партии и Ленина как его вождя, организатора, вдохновителя, основные этапы перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической и место в этом процессе вооруженного восстания, роль рабочего класса, Красной гвардии, матросов и солдат гарнизона.

Эти вопросы сохраняют свое принципиальное значение и на современном этапе. Однако поступательное развитие науки выдвигает новые проблемы: об основных этапах подготовки и проведения вооруженного восстания, различных формах перехода власти в руки Советов в 1917 г., развитии взглядов В. И. Ленина на вооруженное восстание. Иными словами, в историографии последнего десятилетия выдвигались на основе уже решенных новые проблемы. Когда речь идет о всемирно-историческом значении опыта такого события, как Октябрьская социалистическая революция, то познание и разработка различных ее сторон поистине неисчерпаемы. Каждый новый этап в развитии человечества выдвигает новые задачи в изучении истории Октября. И решаются они разными путями.

Оглавление